Рябчикова Елена Александровна, воспитатель
НОД в подготовительной группе по предметному окружению. Стекло и глина.НОД в подготовительной группе по предметному окружению. Стекло и глина. Направление образования и развития (образовательная область) -Познавательное развитие (ознакомление с предметным и социальным окружением) Задачи: Образовательные: • Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета. • Закрепление правил безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики. Развивающие: • Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми. • Активизировать речь и обогащать словарь детей. • Учить делать выводы в процессе эксперимента. Воспитательные: • Воспитывать дружеские взаимоотношения. Словарная работа: лаборатория, лаборант, исследования, исследователь, керамика, керамический, стеклянный, стеклодув, гончар. Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная. Формы организации: фронтальная Формы реализации детских видов деятельности: физминутка, беседы, ситуативные разговоры. Материал: Стеклянный и керамический стаканы, гончарный круг, стека, деревянная палочка, песок, глина, вода, ложка. Предварительная работа: Беседа: «Что такое керамика», «Из чего делают стекло». Сегодня мы отправляемся в волшебную страну. Для того, чтобы туда попасть, нужно закрыть глаза и сказать волшебное заклинание: «Волшебство сейчас начнется, Стоит Палочкой взмахнуть, Детям ярко улыбнется, Позовет в далекий путь!» Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня. Звучащее, прозрачное, Воды не боюсь, А ударь — разобьюсь. (Стекло.) Очень хрупко и прозрачно В пользу людям предназначено (Стекло.) Если встретишь на дороге – То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина.) - Отгадали, молодцы. Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло. Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. - Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе. (окно, лампочки). Физкультминутка.
«Гончары» Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём. Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала. Нежно их погладим, слова такие скажем: «Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите». - а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок. (стоят рядом друг с другом) - а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину. (Встали плотно друг к другу взявшись за руки) Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом. Со стеклом будь осторожен – Ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат – совок И для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут. Вот у меня в коробочке речной песок. Давайте его внимательно рассмотрим. Поможет рассмотреть песок прибор-лупа, тоже из стекла, но волшебного – увеличительного. -Из чего состоит песок? -Песок состоит из мельчайших песчинок, но зачем он здесь? Песок важнейший компонент ( часть) из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь ( также как вы дуете мыльные пузыри). Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал 2 формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы. - А какое оно стекло? Давайте его обследуем. Прикоснитесь, какое оно на ощупь? Гладкое, холодное, твердое. -Какого цвета стекло? Прозрачное, бесцветное, цветное. -Зачем нужно прозрачное стекло? Пропускает солнечный свет. Не искажает предметы, защищает от холода. Эксперимент №1 Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные, ребристое.) Эксперимент №2 Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо. Эксперимент №3 Воспитатель предлагает дни слегка ударить ложкой или деревянной палочкой по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и керамический. Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. (Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.) Ребята, а вы знаете, где стекло помогает человеку, в каких приборах? Очки – защищает и помогает лучше видеть, лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы. Ну, вот мы с вами и узнали, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку. Ну, у этого материала есть и плохое свойство – оно хрупкое и может легко разбиться. -Как нужно обращаться со стеклянными предметами? Аккуратно, бережно. Но если вдруг случилась беда, стекло разбилось, как надо действовать? (отв. дет.) Обязательно подмести большие куски веником, а потом почистить пылесосом. Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Сегодня мы с вами поговорим об еще одной профессии, которую вы еще пока не знаете. Как вы думаете, кто делает предметы из глины? Это гончар. Гончар – это мастер, который изготавливает глиняную или керамическую посуду. Орудие труда гончара – это гончарный круг и его умелые руки. Еще для работы гончару нужна емкость с водой, салфетка, стека или деревянная палочка, леска. Гончар с помощью гончарного круга создает глиняные изделия, затем просушивает их и после наносит рисунок. А чтобы кувшин, горшочек или кружка стали пригодны для использования в быту изделие необходимо обжечь в специальной печи. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Какие новые слова вы сегодня узнали? Спасибо всем за работу. 3 февраля 2021 в 09:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.