Рябчикова Елена Александровна, воспитатель

Проект «Тайны насекомых»

 Проект в подготовительной группе №6 «Тайны насекомых»

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг

Ты многое заметишь, друг!

Порхает лёгкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

Личинку тащит муравей

Спешит куда — то меж корней большой сосны.

На толстый сук уселся золотистый жук,

Мой друг! Внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Вид проекта: познавательно — творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители

Руководитель проекта: воспитатель Рябчикова Елена Александровна

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

1. развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения;

2. Содействовать активации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами;

3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;

4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Актуальность проекта:

Ознакомление детей с природой через привитие любви и бережного отношения к ней является одной из важнейших задач педагогов в работе с детьми дошкольного возраста. Насекомые — самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать — зачем же пчела жужжит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир.

Дети должны понимать, что многие насекомые играют огромную роль в жизни различных растений и животных, также дети должны четко осознавать зависимость численности и жизнеспособности насекомых от экологического состояния окружающей среды. В процессе реализации проекта дети познают мир насекомых, учатся смотреть на него со стороны настоящих исследователей, биологов, учатся бережно относиться ко всему живому, заботиться о сохранении популяции насекомых, отмечать разнообразие их видов, необычности их форм, внешнего вида и предназначения.

Наши знания о насекомых, к сожалению, очень скудны, но их влияние на нашу жизнь — огромно. Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе, при внимательном изучении, оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому данная тема важна и актуальна. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброта, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.

Ожидаемый результат:

По окончании проекта дети должны иметь представления о том, что насекомые — живые существа, они тоже хотят жить. Что есть вредные, а есть полезные насекомые; есть хищные насекомые. Должны иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форме тела, шесть пар ног, наличие крыльев); способах передвижения (прыгает, летает, бегает); издаваемых звуках (жужжит, стрекочет); где и как зимуют насекомые.

Должны знать о пользе, которые насекомые приносят людям и растениям.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный. Постановка проблемы.

Во время наблюдения детьми на прогулке за насекомым жуком, часть детей выражала радость и интерес, а другие — пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить насекомое. Мнения ребят разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей подготовительной группы о насекомых очень скудные. На этом этапе была использована «Модель трёх вопросов»:

Что мы знаем? Что хотим узнать? Откуда можем узнать?

1. Что насекомые летают. 1. Куда пропадают насекомые осенью? 1. Спросить у взрослых.

2. Что у них есть крылья. 2. Как из гусеницы появляется бабочка? 2. Прочитать в книгах.

3. Что насекомые появляются весной. 3. Чем питаются насекомые? 3. Посмотреть в интернете.

4. Что у них у всех по 6 ног. 4. Приносят ли они пользу или вред?

Итогом беседы, ее логическим завершением, стало возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых. Решили с детьми, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых.

На этом этапе так же осуществлялся:

подбор литературы, наглядных материалов: настольно — дидактические игры, иллюстрации, видеоматериалы по теме проекта;

подготовка справочно — информационного материала для родителей.

2 этап. Основной.

Социально-коммуникативное развитие:

настольная игра — пазл «Насекомые»

настольная игра — домино «Божьи коровки»

дидактическая игра «Узнай по описанию»

detsad-892170-1619194046.jpg

Познавательное развитие:

наблюдение за насекомыми во время прогулки

detsad-892170-1619194089.jpg

беседы: «Удивительные насекомые», «Как насекомые зимуют», «Внешний вид насекомых», «Полезные и вредные насекомые», «Как из гусеницы появляется бабочка»

detsad-892170-1619194142.jpg

Речевое развитие:

чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

чтение стихотворения В. Пальчинскайте «Муравей»

чтение и пересказ басни Крылова «Стрекоза и муравей»

чтение поговорок, пословиц, загадок, считалок о насекомых

знакомство с народными приметами, связанными с насекомыми

речевые игры: «Один — много», «Эхо», «Угадай кто?», «Кто где прячется?», «Скажи наоборот», «Мой, моя, моё, мои», Угадай чьи лапки, крылья, головы, глаза»

составление рассказа по сюжетной картинке «Муравьи строят дом»

игра в слова, четвёртый лишний

detsad-892170-1619194185.jpg

Художественно — эстетическое развитие:

аппликация «Божья коровка»

лепка «Стрекоза и муравей»

рисование «Бабочки летают над лугом»

detsad-892170-1619194244.jpgdetsad-892170-1619194264.jpgdetsad-892170-1619194290.jpg

Физическое развитие:

комплекс утренней гимнастики «Птицы и насекомые»

физкультминутка «Кузнечик», «Божьи коровки»

подвижная игра «Бабочки»

подвижная игра «Медведь и пчелы»

подвижная игра «Пчелкины песни»

пальчиковая гимнастика «Насекомые»

detsad-892170-1619194314.jpg

3 этап. Заключительный.

Реализация проекта:

выставка работ в группе «Мир насекомых»

презентация проекта.

detsad-892170-1619194364.jpgdetsad-892170-1619194400.jpg

Взаимодействие с родителями дошкольников:

домашнее задание: поиск загадок, поговорок, пословиц и считалок о насекомых

наблюдение за насекомыми во дворе, на даче

Выводы по проекту:Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково — исследовательской деятельности.

В процессе работы над проектом, дети рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.

По результатам проекта было выявлено, что: дети пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках, местах обитания. У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться ими, пропало чувство отвращения к насекомым и жестокое отношение к ним.

На основании проведенных исследований, дети пришли к выводу, что необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым

23 апреля 2021 в 19:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.