Рябчикова Елена Александровна, воспитатель
Проект «Тайны насекомых»Проект в подготовительной группе №6 «Тайны насекомых» Когда в душистом сосняке Присядешь летом на пеньке, Внимательно вглядись вокруг Ты многое заметишь, друг! Порхает лёгкий мотылек, Пьет хоботком душистый сок, И собирает мед пчела. Все заняты, у всех дела! Личинку тащит муравей Спешит куда — то меж корней большой сосны. На толстый сук уселся золотистый жук, Мой друг! Внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь! Вид проекта: познавательно — творческий Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели) Участники проекта: дети подготовительной группы, родители Руководитель проекта: воспитатель Рябчикова Елена Александровна Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы. Задачи проекта: 1. развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения; 2. Содействовать активации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами; 3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности; 4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе. Актуальность проекта: Ознакомление детей с природой через привитие любви и бережного отношения к ней является одной из важнейших задач педагогов в работе с детьми дошкольного возраста. Насекомые — самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать — зачем же пчела жужжит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. Дети должны понимать, что многие насекомые играют огромную роль в жизни различных растений и животных, также дети должны четко осознавать зависимость численности и жизнеспособности насекомых от экологического состояния окружающей среды. В процессе реализации проекта дети познают мир насекомых, учатся смотреть на него со стороны настоящих исследователей, биологов, учатся бережно относиться ко всему живому, заботиться о сохранении популяции насекомых, отмечать разнообразие их видов, необычности их форм, внешнего вида и предназначения. Наши знания о насекомых, к сожалению, очень скудны, но их влияние на нашу жизнь — огромно. Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе, при внимательном изучении, оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому данная тема важна и актуальна. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброта, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа. Ожидаемый результат: По окончании проекта дети должны иметь представления о том, что насекомые — живые существа, они тоже хотят жить. Что есть вредные, а есть полезные насекомые; есть хищные насекомые. Должны иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форме тела, шесть пар ног, наличие крыльев); способах передвижения (прыгает, летает, бегает); издаваемых звуках (жужжит, стрекочет); где и как зимуют насекомые. Должны знать о пользе, которые насекомые приносят людям и растениям. Этапы реализации проекта. 1 этап. Подготовительный. Постановка проблемы. Во время наблюдения детьми на прогулке за насекомым жуком, часть детей выражала радость и интерес, а другие — пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить насекомое. Мнения ребят разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей подготовительной группы о насекомых очень скудные. На этом этапе была использована «Модель трёх вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Откуда можем узнать? 1. Что насекомые летают. 1. Куда пропадают насекомые осенью? 1. Спросить у взрослых. 2. Что у них есть крылья. 2. Как из гусеницы появляется бабочка? 2. Прочитать в книгах. 3. Что насекомые появляются весной. 3. Чем питаются насекомые? 3. Посмотреть в интернете. 4. Что у них у всех по 6 ног. 4. Приносят ли они пользу или вред? Итогом беседы, ее логическим завершением, стало возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых. Решили с детьми, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых. На этом этапе так же осуществлялся: подбор литературы, наглядных материалов: настольно — дидактические игры, иллюстрации, видеоматериалы по теме проекта; подготовка справочно — информационного материала для родителей. 2 этап. Основной. Социально-коммуникативное развитие: настольная игра — пазл «Насекомые» настольная игра — домино «Божьи коровки» дидактическая игра «Узнай по описанию» Познавательное развитие: наблюдение за насекомыми во время прогулки беседы: «Удивительные насекомые», «Как насекомые зимуют», «Внешний вид насекомых», «Полезные и вредные насекомые», «Как из гусеницы появляется бабочка» Речевое развитие: чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» чтение стихотворения В. Пальчинскайте «Муравей» чтение и пересказ басни Крылова «Стрекоза и муравей» чтение поговорок, пословиц, загадок, считалок о насекомых знакомство с народными приметами, связанными с насекомыми речевые игры: «Один — много», «Эхо», «Угадай кто?», «Кто где прячется?», «Скажи наоборот», «Мой, моя, моё, мои», Угадай чьи лапки, крылья, головы, глаза» составление рассказа по сюжетной картинке «Муравьи строят дом» игра в слова, четвёртый лишний Художественно — эстетическое развитие: аппликация «Божья коровка» лепка «Стрекоза и муравей» рисование «Бабочки летают над лугом» Физическое развитие: комплекс утренней гимнастики «Птицы и насекомые» физкультминутка «Кузнечик», «Божьи коровки» подвижная игра «Бабочки» подвижная игра «Медведь и пчелы» подвижная игра «Пчелкины песни» пальчиковая гимнастика «Насекомые» 3 этап. Заключительный. Реализация проекта: выставка работ в группе «Мир насекомых» презентация проекта. Взаимодействие с родителями дошкольников: домашнее задание: поиск загадок, поговорок, пословиц и считалок о насекомых наблюдение за насекомыми во дворе, на даче Выводы по проекту:Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково — исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом, дети рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых. По результатам проекта было выявлено, что: дети пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках, местах обитания. У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться ими, пропало чувство отвращения к насекомым и жестокое отношение к ним. На основании проведенных исследований, дети пришли к выводу, что необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым 23 апреля 2021 в 19:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.